Национальное Агентство Прямых Инвестиций
Национальное Агентство Прямых Инвестиций

Новости
31.03.2011
ИГОРЬ ВДОВИН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПОСЛЕДНИЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

На 22-м заседании Комиссии по модернизации Президентом России Д.А. Медведевым были озвучены 10 инициатив, которые должны улучшить инвестиционный климат в России.

Остановимся на них подробнее.

1. В каждом федеральном округе с мая этого года будет введён специальный институт инвестиционного уполномоченного, в задачи которого войдёт оказание содействия компаниям в реализации частных инвестиционных проектов, прежде всего при взаимодействии инвесторов с органами исполнительной власти. Всем известно, что есть регионы, где от обращений инвестора до получения всех согласований проходит приблизительно три месяца. Это счастливые регионы, и там живут счастливые инвесторы. Задача уполномоченного будет состоять в том, чтобы такие сроки стали нормой во всех регионах Российской Федерации

Опять нет ни слова про поиск инвесторов и привлечение инвестиций. Работа только с теми инвесторами, которые "пришли" сами. Такая "пассивная" позиция - вчерашний день. Конечно, поддерживать инвесторов надо обязательно. Но нужно проводить активную работу по поиску инвесторов - чтобы было кого поддерживать.

А когда мы наконец займемся формированием инвестиционной политики, прежде всего в регионах, которая будет не просто декларацией из серии «а неплохо было бы улучшить инвестиционный климат и привлечь инвестиции», а системой практических мер. И ключевые слова здесь – не только «практические меры», но и «система». Первым шагом должно быть определение целей инвестиционной политики – как общероссийской, так и региональной. Вот, например, сейчас кто-нибудь понимает, в каком направлении мы двигаемся? Какие компании мы должны в первую очередь «зазывать» и в какие регионы? Кто будет нашими ключевыми инвесторами на первом этапе?

Или инфраструктура привлечения инвестиций. Очень яркий пример. В России есть представительство агентства привлечения инвестиций в Страну Басков, в Федеральную Землю Бавария. А слышал ли кто-то о представительстве агентств привлечения инвестиций регионов России за рубежом? Даже если говорить о России в целом – наши торговые представительства не «приспособлены» к реализации государственной инвестиционной политики за рубежом, к привлечению иностранных инвестиций.

Почему мы не можем позволить себе профессиональную команду, которая будет искать инвесторов и  работать с ними? Работа такой команды приводит к невероятным результатам. При нашем активном участии было создано Агентство инвестиционного развития Ростовской области.

Главный критерий оценки работы Агентства – исполнение контрактного задания по привлечению инвестиций в экономику Ростовской области (в соответствии с критериями зачёта). Контрактное задание на 2004-2009 гг. – $2,03 млрд. Фактически объем инвестиций, привлеченных за первую «пятилетку», составил более $3,416 млрд. (процент выполнения контрактного задания – 168,3%). По результатам работы в 2010 году документально подтвержден объем привлекаемых Агентством инвестиций в Ростовскую область в размере 388,08 млн долл. США (129,36% от установленного контрактного задания).

Среди стартовавших проектов - заводы Guardian, Lafarge, Ball Corporation, Coca-Cola, PepsiCo, AGC Flat Glass, Fondital, Air Products, ContourGlobal, «Талосто», «Нева-пласт», «Danone-Юнимилк»; объекты ритейла, логистики: Auchan, Leroy Merlin, Castorama, Real, «Лента», «Авалон», НЛК и др.

Текущий перспективный портфель Агентства состоит из 67 проектов на сумму свыше $7 млрд, при этом больше 71% проектов в портфеле - с иностранными инвестициями.

Каждый потраченный на содержание Агентства 1 бюджетный рубль в итоге генерирует около 208-327 рублей дополнительных налогов в бюджет (при выходе стартовавших проектов на полную мощность). Бюджетная эффективность – не менее 1:208.

При этом расходы на содержание Агентства – разовые, а налоговые отчисления генерируются в дальнейшем на протяжении длительного периода времени. Например, проект компании Lafarge рассчитан минимум на 100 лет, Coca-Cola HBC Eurasia – 50 лет, PepsiCo – 50 лет. 

В каждом регионе есть чиновники, которые «занимаются инвестициями», где-то даже созданы структуры, подобные Ростовскому агентству. А где результат? Сколько регионов могут похвастаться хотя бы близкими к Ростовской области показателями? А все потому, что в основном в регионах нет проработанной инвестиционной политики. В итоге все вроде работают, а объемы инвестиций не растут.

Нужна целенаправленная работа по созданию инфраструктуры привлечения инвестиций. В отсутствие государственной политики в этом направлении даже на уровне подхода, введение института инвестиционного уполномоченного выглядит очень «обрезанной» инициативой. Это примерно то же самое, что построить участок железной дороги посреди леса, которая никуда не ведет и ни с чем не соединяется.

2. В целях устранения избыточного влияния государственных компаний на инвестиционный климат необходимо  зафиксировать наконец и объявить график приватизации крупных пакетов акций на ближайшие три года. Что касается приватизации, уже в этом году необходимо реализовать доли государства в крупных банках, в инфраструктурных компаниях, то, что мы с вами уже намечали. Для структурирования сделок должны быть привлечены ведущие российские и иностранные инвестиционные банки. Во-вторых,  необходимо исключить практику, когда профильные руководители Правительства, а именно те, кто отвечают за правила регулирования в конкретных отраслях, занимают места в советах директоров компаний, работающих в условиях конкуренции.

а) Опять можем наступить на старые "грабли". Почему бы не изучить подробно опыт Китая с их компаниями Red Chips. Это холдинговые компании,  в которых "собраны" пакеты акций, принадлежащих государству. Акции этих холдингов обращаются на бирже, причем крайне успешно.

Таких компаний сейчас 101. Они привлекли более 1094,18 HKD млрд (141 млрд долларов).

б) прекратить практику включения в советы директоров государственных компаний профильных руководителей Правительства – очень грамотная инициатива, но недостаточно «глубокая». Во-первых, чиновники вообще не должны управлять такими компаниями. В советы директоров должны включаться только профессионалы. И целью нужно определить не просто снятие ограничений конкуренции, а повышение капитализации таких компаний.

Как происходит приватизация у нас? Во время «первых опытов» стоимость активов, передаваемых в частные руки, просто снижалась. Сейчас ее даже занижать не надо – капитализация компаний с государственным участием и так ниже некуда.

А что в Китае? Его целью была не смена формы собственности, а устойчивый экономический рост. Поэтому в Китае повышали капитализацию своих государственных компаний и выводили их на биржу. И поэтому сейчас рыночная капитализация 101 компании Red chips составляет почти 560 млрд долларов.

«Эффективность» наших планов по приватизации познается в сравнении с аналогичными азиатскими компаниями, акции которых обращаются на бирже.

(Таб. 1)


EV/EBITDA

P/E

EV (USD bln)

Market Cap (USD bln)


2010

2011

2010

2011

2010

2011

 

24,16% «Роснефти»
( 75,16%)

4,3x

5,7x

6,6x

8,2x

84,5x

11,0x

75,9x

Азиатские компании аналоги (в среднем)

30,1x

18,2x

 

 

 

3% «Транснефти» (78,1%)

1,6x

1,4x

2,3x

2,0x

13,2x

13,2x

2,1x

Азиатские компании аналоги (в среднем)

16,9x

36,6x

 

 

 

4.1% ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» (79,11%)

8,7x

5,9x

14,5x

14,5x

18,0x

18,0x

16,7x

Азиатские компании аналоги (в среднем)

18,4x

24,5x

 

 

 

9,38% «РусГидро» (60,38%)

6,4x

5,7x

10,1x

8,4x

14,6x

14,1x

13,8x

Азиатские компании аналоги (в среднем)

17,9x

24,3x

 

 

 

Если эти показатели сопоставить, то станет очевидно, насколько менее выгодной является приватизация «традиционным» для России способом по сравнению с приватизацией, осуществленной путем вывода государственных компаний на рынки капитала.

И вот мы снова хотим пойти по, конечно, усовершенствованному, но все-таки старому пути. А почему бы не увеличить стоимость государственных компаний? Почему бы не создать региональные холдинги, в которые будут включены пакеты акций, находящихся в собственности регионов? Почему бы акции этих холдингов не разместить на бирже? Почему бы не сделать двойной листинг – например, в Гонконге и в России?

Такое размещение – не только эффективное использование государственной собственности, но и невероятный PR ход. Один из «сдерживающих страхов» для иностранных инвесторов – отличие между российской и общепринятой корпоративной практикой. Структурирование государственной компании по общемировым стандартам – это недвусмысленный сигнал о нашей готовности работать по понятным правилам игры как в государственном, так и в частном секторе.

И, как некий «бонус» - повышение интереса к нашим фондовым площадкам и возможность их развивать без малоэффективного «протекционизма» со стороны государства.

3. К середине лета должен быть создан российский фонд прямых инвестиций, его главная задача - привлечение прямых иностранных инвестиций. Из фонда будут софинансироваться вложения средств со стороны зарубежных фондов, со стороны крупных компаний в значительные с точки зрения российской экономики инвестиционные проекты. Государство не должно принимать участие в управлении таким фондом и обязано гарантировать свой выход из капитала компании где-то через семь-восемь лет, может быть, чуть больше. Управлять фондом будет команда, которая должна быть собрана из лучших профессионалов инвестиционного рынка. Фонд, как мы и договаривались, будет учреждён Внешэкономбанком с первоначальным объёмом не менее 2 миллиардов долларов и последующим гарантированным доведением этого объёма до 10 миллиардов долларов по мере формирования портфеля проектов этого фонда.

Доля фонда во всех проектах должна колебаться в пределах от 10 до 25 процентов. Перед управляющей командой этого фонда будет поставлена задача обеспечить приток новых инвестиций в объёме, превышающем размер фонда, во всяком случае, не менее чем в пять раз.

а) Создание фонда - это, конечно, большой шаг. Но этого мало для того, чтобы привлечь иностранных инвесторов. Для начала нужно выстроить коммуникации с инвесторами, заинтересовать их. Причем не дешевыми деньгами, а первоклассными инвестиционными возможностями. И обязательно нужно учитывать зарубежный опыт создания и работы таких фондов. Не надо идти методом проб и ошибок, когда можно взять лучшую практику и этих ошибок избежать.

б) Финансирование значительных с точки зрения российской экономики проектов - это только малая часть улучшения инвестиционного климата. Даже если такие проекты реализовать и заинтересовать инвесторов, то они все равно будут приходить в регионы. А в регионах у нас пока с взаимодействием, поддержкой и инвестиционными возможностями не очень хорошо. Инвестиционный климат России складывается из инвестиционного климата регионов. Крупные проекты могут сделать "российский бренд". Но если не работать с регионами, то смысла это иметь не будет

в) В отношение команды - наконец-то у нас на самом высоком уровне обратили внимание на то, что люди, которые занимаются привлечением инвестиций, должны иметь высокую квалификацию.

4. Нам необходимо радикально повысить качество наиболее распространённых услуг, которые востребованы инвестиционным сообществом. Речь идёт прежде всего о работе таможни, о качестве обслуживания в аэропортах, процедурах регистрации, процедурах выдачи виз, процедурах выдачи разрешений на работу, о почтовых услугах.

В условиях жестокой глобальной, "страновой" конкуренции за инвестиции мало просто повысить качество услуг. Нужна активная, в чем-то даже агрессивная информационная политика, чтобы донести до инвесторов эти улучшения и даже просто намерения их сделать. Об этом у нас пока даже речи не идет.

В целом, инициативы  в чем-то удачные, в чем-то нет, но решать с их помощью стоящие перед нами задачи по привлечению инвестиций, даже на начальном этапе, - это все равно, что пытаться собрать из ста кусочков паззл, который состоит из тысячи.

Ведь инвестиционный климат – это только часть инвестиционной политики. Важная, но далеко не единственная.

В очередной раз мы забыли о таких не менее важных составляющих, как:

  • маркетинг, коммуникации и активная информационная политика. Нужно выстраивать работу с мировыми лидерами во всех отраслях экономики, с портфельными и стратегическими инвесторами; активно продвигать Россию и регионы России в мировом инвестиционном сообществе;
  • улучшение имиджа и создание бренда как России, так и каждого региона. Результаты глобального социологического исследования Edelman Trust Barometer показали, что иностранные инвесторы считают, что в России не сформирован ни глобальный, ни региональный бренд, который четко ассоциируется с Россией в целом или с регионом. Это является препятствием для роста доверия инвесторов и, как следствие, для роста объема иностранных инвестиций;
  • эффективная система территориального планирования (site selection), которая создаст «комплексные» инвестиционные площадки и позволит инвесторам оптимально размещать свои производства;
  • система побудительных механизмов привлечения инвестиций, включая,  но далеко не ограничиваясь налоговыми и административными механизмами;
  • привлечение финансовых ресурсов для воплощения инвестиционной политики. Здесь, в частности, необходимо говорить о повышении капитализации и размещении на бирже акций государственных компаний, а не об их продаже по крайне низким ценам.

Связующим звеном для всех этих элементов является высокопрофессиональная команда, навыки, опыт и знания которой обеспечат достижение результатов.

Так почему мы опять говорим только об одной «части», когда у нас еще нет даже примерного понимания «целого»?



НАПИ. Национальное Агентство Прямых Инвестиций

Телефон: +7(499) 968-3825
Электронная почта: napi@napi.ru



Русский язык

English language



ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО НАПИ В КИТАЕПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО НАПИ В КИТАЕ
КОМИТЕТ РСПП ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМУ ПАРТНЕРСТВУ










О НАПИ



История


Проекты



УСЛУГИ



Стратегический консалтинг


Инвестиционный консалтинг


Инвестиционные коммуникации


Научно-исследовательская деятельность



КОМИТЕТ РСПП ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ, ИНСТИТУТАМ РАЗВИТИЯ И ЭКСПОРТНОЙ ПОДДЕРЖКЕ



КОНТАКТЫ


Разработка сайта и дизайн
«ИнфоДизайн» © 2004-2008



Rambler's Top100Rambler's Top100